ГЛАВНАЯ

Авиасимуляторы
Аркада
Ролевые игры
Шутер от первого лица

СТАТЬИ

ДОКУМЕНТЫ

КОНТАКТЫ

объявления

       Ролевые игры

Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG)) — компьютерная игра, основанная на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: серии Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur’s Gate, Might and Magic.

Элементы игрового процесса CRPG встречаются в стратегиях реального времени, шутерах от первого лица, шутерах от третьего лица, но в них элементы других жанров превалируют над ролевыми.

Компьютерные ролевые игры в основном происходят от настольных ролевых игр, особенно заметно влияние «Dungeons & Dragons». Например, подавляющее большинство CRPG описывают персонажей числовыми параметрами, такими как хит-поинты (англ. hit points (HP)) и уровни. Кроме того, эти игры часто заимствуют широко распространенный в настольных ролевых играх сюжет о группе героев, отправившихся на поиски чего-то.

Характерная особенность многих CRPG — повышение возможностей игровых персонажей за счет улучшения их числовых параметров, обретения предметов и способностей, обычно называемое «прокачкой». Игрок, как правило, может выбрать в каком направлении развивать своих подопечных. Зачастую в CRPG «прокачка» персонажей подменяет собой их личности и сюжет игры, поэтому в ролевых сообществах CRPG не всегда признаются ролевыми играми. Примером наиболее близкой к реальным ролевым играм CRPG обычно считается Planescape: Torment.

История

Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были «Dungeon» (1975) и «dnd» (1975). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были «dnd» и «Akalabeth» (1980), давшая начало известной серии «Ultima».

Хронология компьютерных ролевых игр

Примечание: в список вошли не все вышедшие игры, а наиболее значительные, повлиявшие на жанр в целом или широко известные.

1974

* «dnd»

1975

* «Dungeon» (PDP-10)

1980

* «Akalabeth»
* «Rogue» (UNIX, в последствии портирована на многие другие ОС)

1981

* Первая игра серии «Ultima» (Apple II)
* «Wizardry» (Apple II)

1982

* «Tunnels of Doom» (TI99/4A)

1983

* Вышла «Ultima III» (DOS, Apple II, Atari ST, Amiga, Commodore 64), воплотившая многие идеи, ставшие стандартом для последующих CRPG
* «Moria»

1985

* «Bard’s Tale» (Apple II, в последствии Commodore 64, Amiga, Apple IIgs, 8-битное семейство Atari, DOS)
* «Alternate Reality»
* Первая игра серии «Phantasie» (Apple II, Atari ST, Commodore 64, DOS)

1987

* Первая игра серии «Might and Magic» (DOS, Commodore 64)
* «Wasteland» (Apple II, Commodore 64, DOS)
* «Dungeon Master» (DOS, Atari ST, Amiga)

1988

* «Pool of Radiance», первая игра серии «Gold Box» на основе правил «AD&D» и происходящая в мире Forgotten Realms

1990

* «Angband»
* «Champions of Krynn», игра серии «Gold Box» в мире Dragonlance
* «Ultima VI» (DOS)

1991

* «Ultima Underworld» (DOS) Предположительно, самая первая трехмерная CRPG от первого лица.
* «Gateway to the Savage Frontier»
* «Langrisser»

1992

* «Ultima Underworld II» (DOS)
* «Treasures of the Savage Frontier» — CRPG из серии «Gold Box» на основе правил «D&D», предположительно первая, в которой неигровой персонаж может влюбиться в персонажа игрока, если он правильно себя поведет

1993

* «Ravenloft:Strahd’s Possession» (DOS) «Ответ» компании SSI, которой принадлежали права на «компьютеризацию» игр AD&D, на серию «Ultima Underworld». Первая из игр в ролевой вселенной «Dungeons & Dragons» с «видом из глаз».
* «Forgotten Realms Unlimited Adventures» (DOS, Macintosh)

1994

* «The Elder Scrolls: Arena» (DOS)

1996

* «The Elder Scrolls II: Daggerfall» (DOS)
* Первая игра серии «Diablo» (Windows, Macintosh)

1997

* Первая игра серии «Fallout» (Windows, Macintosh)
* «Ultima Online» (Windows)

1998

* Первая игра серии «Baldur’s Gate» (Windows, Macintosh)

1999

* «Planescape: Torment» (Windows)
* «EverQuest» (Windows, Macintosh)
* «Septerra Core» (Windows)

2000

* «Icewind Dale» (Windows)

2001

* «Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura» (Windows)
* «Gothic» (Windows)
* «RuneScape» (Java)
* «Anachronox» (Windows)
* «ADOM» (DOS, Linux, Mac OS, Windows) Спустя годы разработки Томасом Бискупом наконец выпущена первая версия возможно самой лучшей Rougelike игры — «ADOM».

2002

* «Dungeon Siege» (Windows)
* «Icewind Dale II» (Windows) CRPG на базе правил третьей редакции «D&D»
* «Neverwinter Nights» (Windows, Macintosh, версия для Linux в 2003)
* «The Elder Scrolls III: Morrowind» (Windows)
* «Gothic 2» (Windows)

2003

* «Gothic 2: Die Nacht Des Raben» (Windows)
* «Star Wars: Knights of the Old Republic» (Windows, Macintosh)
* «The Temple of Elemental Evil» (Windows) CRPG на базе правил 3.5 редакции в мире Greyhawk

2004

* «City of Heroes» (Windows)
* «EverQuest II» (Windows)
* «World of Warcraft» (Macintosh, Windows)
* «Vampire: The Masquerade - Bloodlines» (Windows)

2005

* «Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords» (Windows, Macintosh)
* «Fable: The Lost Chapters» (Windows)
* «Guild Wars» (Windows)

2006

* «The Elder Scrolls IV: Oblivion» (Windows)
* «Gothic 3» (Windows)
* «Neverwinter Nights 2» (Windows)

Эпохальные ролевые игры для PC

1989

* Pool of Radiance

1990

* Eye of the Beholder

1992

* Ishar: Legend of the Fortress
* Ultima VII: The Black Gate
* Wizardry 7: Crusaders of the Dark Savant

1993

* Lands of Lore: The Throne of Chaos
* Might and Magic V: Darkside of Xeen
* Ultima Underworld 2: Labyrinth of Worlds

1994

* Ravenloft: Strahd’s Possession
* Realms of Arkania: Star Trail

1995

* Stonekeep
* Thunderscape: World of Aden

1996

* The Elder Scrolls II: Daggerfall
* Diablo

1997

* Ultima Online (MMORPG)
* Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game

1998

* Baldur’s Gate
* Fallout 2
* Might and Magic VI: The Mandate of Heaven
* Аллоды: Печать тайны (Rage of Mages)

1999

* Planescape: Torment
* System Shock 2
* EverQuest

2000

* Baldur’s Gate II: Shadows of Amn
* Deus Ex
* Icewind Dale

2001

* Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
* Dark Age of Camelot (MMORPG)
* Wizardry 8
* Gothic

2002

* Freedom Force
* Neverwinter Nights
* The Elder Scrolls III: Morrowind

2004

* World of Warcraft (MMORPG)

2005

* Guild Wars (MMORPG)

Эпохальные ролевые видеоигры

1997

* Final Fantasy VII (PlayStation)
* Shining the Holy Ark (SAT)

1998

* Grandia (SAT)
* Panzer Dragoon Saga (SAT)
* Xenogears (PlayStation)

1999

* Final Fantasy VIII (PlayStation)
* Grandia (PlayStation)
* Persona 2: Innocent Sin (PlayStation)

2000

* Chrono Cross (PlayStation)
* Dragon Warrior (Game Boy Color)
* Skies of Arcadia (DC)
* Vagrant Story (PlayStation)

2001

* Final Fantasy X (PlayStation 2)
* Paper Mario (Nintendo 64)

2002

* Suikoden III (PlayStation 2)

2003

* Dark Cloud 2 (PlayStation 2)
* Mario & Luigi: Superstar Saga (Game Boy Advance)
* Star Wars: Knights of the Old Republic (Xbox)

2004

* Paper Mario: The Thousand-Year Door (GameCube)
* Fable (Xbox)

2005

* Dragon Quest VIII: Journey of the Cursed King (PlayStation 2)

 Основные термины

* Герой - в ролевой игре, это персонаж, управляемый игроком.
* Инвентарь - место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет. Инвентарь, как правило, представлен разделенным на клетки, и каждый предмет занимает определенное количество клеток. Инвентарь обычно имеет ограниченный размер.
* Квест - задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде опыта и/или предметов.
* Монстр (в MMORPG и MUD’ах - моб) - персонаж, враждебный герою. С ним, как правило, можно только сражаться.
* Предмет, стуф(ина), стаф(ина), айтем - предмет, который может находиться в инвентаре.
* Прокачка - исполнение героем определенных действий в результате которых улучшается одно или несколько качеств. Как правило, это подразумевает охоту на монстров.
* NPC (англ. non-player character, “неигровой персонаж”) - персонаж, не управляемый ни одним из игроков. С ними герой взаимодействует: проводит диалоги, торговлю, получает квесты и т.д. Однако, в эту группу не входят персонажи, враждебные герою.

Принцип трёх «У»

Важным показателем, свидетельствующим о «ролевой» сущности игры, приближающим её к «настоящим» ролевым играм, является соблюдение так называемого принципа трех «У»: «убить, украсть, уговорить». Название происходит от английского three «S» — «slay, steal, speak». Вкратце его можно сформулировать следующим образом: бо́льшую часть важных с точки зрения сюжета проблем игрок может решить как минимум тремя разными способами. Первый — «убить» — связан с силовым решением проблемы, уничтожением препятствий. Второй — «украсть» — подразумевает уход от прямого решения проблемы, воровство, попытка проскольнуть незаметно. Третий — «уговорить» — связан с решением проблемы через заключение того или иного договора или действие убеждением. Данная классификация достаточно условна, но в целом отображает все возможные варианты.

Для лучшего понимания можно привести пример из игры Fallout: предположим ситуацию, в которой герой должен попасть в здание, однако ему мешают охранник и запертая дверь. Согласно принципу трёх «У» возможны 3 решения:

* Решение «убить»: герой убивает охранника, взламывает дверь ломом или взрывает динамитом.
* Решение «украсть»: герой прокрадывается мимо охраника и крадет у него ключ, после чего проникает в здание. Либо взламывает дверь отмычками.
* Решение «уговорить»: герой объясняет охраннику важность своей миссии, либо обманывает его, выдавая себя за лицо, имеющее право находиться в здании. Охранник сам открывает дверь герою.

Принцип трёх «С»

Иногда можно встретить упоминания принципа трёх «С»: «сила, скрытность, слово». Здесь речь идёт о тех же методах, но более полно отражающих все возможные ситуации в игре.

* «Сила»: Убить, избить, разбить, взорвать, сломать и т. д. А также любое военное или насильное решение ситуации, то есть с применением силы.
* «Скрытность»: Украсть, прокрасться, взломать, подслушать, подсмотреть, незаметно подменить бумаги и т. д. А также любое действие, совершённое неявно, то есть скрытно.
* «Слово»: Уговорить, обмануть, напугать, задавить авторитетом, заговорить зубы, шантажировать и т. д. А также любое дейсвие, которое совершается явно, но без применения силы, то есть мирно.